История поселения
Основана она в 1885 году, когда на дополнительный надел, отведённый из земель Каневской станицы, прибыли первые семьи переселенцев из станицы Старотитаровской. Участок, отведённый им на заселение, располагался по обе стороны столбовой дороги из Брюховецкой в Каневскую, сейчас это улица Красная.
Это были целинные земли, поросшие степным разнотравьем и колючим терновником. Обосновавшись здесь, казаки принялись обустраивать свои подворья. Так начал своё существование хутор Придорожный.
Известный исследователь Ставропольской епархии (куда входила и Кубанская область) священник Н. Т. Михайлов дает в 1910 году такую характеристику хутору Придорожному: “Расположен на большой дороге из ст. Брюховецкой в ст. Каневскую. Реки нет. Общественной земли 2463 десятины. Расстояние до города Екатеринодара 120 верст, до ст. Каневской 10 верст, Переясловской 17 верст, до Величковского хутора 9 верст, Бриньковской 27 верст, Челбасской 31 верста, Крыловской 28 верст, Екатерино — Лебяжей мужской пустыни 13 верст, до железной дороги (ст. Уманская или Хуторская Ейской ж-д) 52 версты. При хуторе предположена железнодорожная станция Черноморской железной дороги. Ближайший врач — в ст. Каневской. Корреспонденция через Каневское почтово-телеграфное отделение”.
Семьи первых переселенцев вначале занимались скотоводством, так как обширные пастбища располагали к этому занятию. Для обеспечения семьи казаки охотились и занимались рыболовством. С каждым годом, осваивая землю под пашню, казаки увеличивали посевные площади. Земля, столетиями не знавшая плуга и заботы трудолюбивых рук, отвечала казакам богатыми урожаями, а степь, освобожденная от терновника, — буйными сенокосными травами. Получая хорошие урожаи пшеницы и других сельскохозяйственных культур, имея возможность запасаться вдоволь сеном, семьи казаков увеличивали поголовье животных.
Уже к началу двадцатого столетия хутор заметно разросся. Большинство семей были достаточно зажиточными, имели хорошие подворья: добротные дома и хозяйственные постройки. В семье казаков трудились все, независимо от возраста. Работа была и для взрослых, и для детей. Многие использовали рабочих со стороны, потому что хозяйство, заметно возросшее за эти годы, требовало большого труда, и семья уже не могла справиться своими силами.
По клировым ведомостям Успенской церкви в 1909 году в хуторе числилось 155 дворов, население — 991 человек. Церковноприходских школ не было. Имелось одно начальное училище Министерства народного просвещения.
Украшением хутора Придорожного была деревянная Успенская церковь с отдельно стоявшей колокольней на столбах. Построена она в 1901 году под руководством местного казака Заболотнего на его и других зажиточных казаков средства. Церковь работала, шли богослужения, отмечались все религиозные праздники.
В 1914 году было завершено строительство железнодорожной станции, а в 1915 году хутор был преобразован в станицу Придорожную.
С 1917 года жизненный уклад населения резко изменился. После установления Советской власти были созданы два колхоза: «Магнитострой» и «Красная звезда», которые в 1951 году вошли в состав колхоза имени Калинина.
Не все придорожане пережили страшные годы голодомора 1932-1933 годов. Трудно жилось людям и в последующие времена, но результаты напряженного труда вселяли уверенность, что жизнь наладится. Станица постепенно обживалась, разрасталась, крепли колхозы, но грянула Великая Отечественная война.
Опустела станица. Мужчины призывного возраста ушли на фронт. А женщины, старики и дети пережили немецкую оккупацию и зверства полицаев.
В ночь с 19 на 20 января 1943 года с Адлерского аэродрома в Каневской район был заброшен третий десант парашютистов из шести человек. Командиром группы был старший лейтенант Герман Восмедиано Эспиноса. В состав группы входила радистка Валя Гальцева из станицы Абинской, солдаты: Кожедуб Василий Александрович, Теплов Александр Николаевич и еще два десантника, фамилии которых не установлены. Десант должен был высадиться в район Челбасского лесничества, но дул сильный ветер, шел снег, был большой мороз.
Высадка десанта проходила на большой высоте, поэтому десантников отнесло от места приземления на запад, более чем на километр. Четыре человека (В. А.Кожедуб, Г. В. Эспиноса и еще два десантника) приземлились недалеко от станицы Придорожной на территории бывшей сельхозартели “Большевик“.
Конюх Нефедов спрятал всех, а затем отвез десантников в Челбасское лесничество. Обмороженного Эспиноса на руках перенесли в бригадный стан и лечили. Фельдшер Животовский оказывал ему необходимую помощь. Парашютисты, отправившиеся в Челбасский лес, были схвачены полицаями и расстреляны.
Радистку Валю Гальцеву отнесло в лесозащитную полосу возле железной дороги. Она отправилась в Придорожную обогреться. По дороге ее встретил полицай и доставил в гестапо. После пыток она была расстреляна и сброшена в ямы лубзавода (пенькозавода), так никого и не выдав.
Сразу после освобождения станицы Придорожной от немцев, в феврале 1943 года, люди стали восстанавливать железную дорогу, железнодорожную станцию, готовиться к севу.
Шли годы, жизнь продолжалась. В 1958-1959 годах был построен Дом культуры, который стал для жителей станицы настоящей отдушиной в трудной повседневной жизни. Появилась новая двухэтажная школа, построенная в 1976-1977 годах на средства колхоза им. Калинина силами студенческих строительных отрядов. Имеются в станице врачебная амбулатория и детский сад.
В 1985 году в посёлке Партизанском был воздвигнут памятник воинам и партизанам, погибшим в годы войны. К 60-летию Победы там установлена мемориальная плита погибшим и умершим участникам Великой Отечественной.
В 1996 году в парке, заложенном в начале 1960-х годов рабочими колхоза им. Калинина, был установлен обелиск погибшим станичникам. Обелиск был установлен на средства, выделенные районной администрацией и пожертвования станичников. На мраморных плитах навечно высечены имена станичников, отдавших свою жизнь за победу над немецко-фашистскими захватчиками. Сюда 9 мая приходят ветераны, вдовы и все станичники, чтобы поклониться и почтить память своих родных и близких.
В станице Придорожной прошли детские годы Народного артиста Республики Беларусь Виктора Лукьяновича Вуячича. Здесь он жил с 1935 года, здесь ходил в школу, которая сейчас носит его имя.
Артист не забывал своих одноклассников и друзей, всегда тепло отзывался о Придорожной. В 2000 году на стене школы, в которой он учился, была установлена мемориальная доска, напоминающая о замечательном певце.